Статья 15 УИК РФ

Статья 15. Обращения осужденных и порядок их рассмотрения

1. Осужденные могут направлять предложения, заявления, ходатайства и жалобы в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации” и иными законодательными актами Российской Федерации с учетом требований настоящего Кодекса.
(часть 1 в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 304-ФЗ)
2. Предложения, заявления, ходатайства и жалобы осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной казни могут быть изложены в устной и письменной формах.
(часть 2 в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 304-ФЗ)
3. Направление предложений, заявлений, ходатайств и жалоб осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной казни, адресованных в органы, указанные в части четвертой статьи 12 настоящего Кодекса, и получение ответов на данные предложения, заявления, ходатайства и жалобы осуществляются через администрацию учреждений и органов, исполняющих наказания. Осужденные к иным видам наказаний направляют предложения, заявления, ходатайства и жалобы самостоятельно.
(часть 3 в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 304-ФЗ)
4. Предложения, заявления, ходатайства и жалобы осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной казни, адресованные Президенту Российской Федерации, в палаты Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, суд, органы прокуратуры, вышестоящие органы уголовно-исполнительной системы и их должностным лицам, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, в общественные наблюдательные комиссии, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также адресованные в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, и ответы на них цензуре не подлежат. Указанные предложения, заявления, ходатайства и жалобы не позднее одного рабочего дня передаются операторам связи для их доставки по принадлежности.
(в ред. Федеральных законов от 30.12.2012 N 304-ФЗ, от 02.11.2013 N 294-ФЗ)
5. Предложения, заявления и жалобы осужденных по поводу решений и действий администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, не приостанавливают исполнение этих решений и эти действия.
6. Органы и должностные лица, которым направлены предложения, заявления и жалобы осужденных, должны рассмотреть их в установленные законодательством Российской Федерации сроки и довести принятые решения до сведения осужденных.

Комментарий к статье 15 УИК РФ

1. Наименование комментируемой статьи дано в обобщенном виде, но ее содержание подразумевает традиционные виды жалоб, заявлений, ходатайств и предложений, с которыми осужденные обращаются по поводу интересующих их вопросов. В настоящее время со своими обращениями осужденные могут обращаться по любым вопросам. Жалобы обычно подаются на неправомерные действия, нарушающие права осужденных. Заявления и ходатайства могут касаться разрешения любых вопросов, относящихся в том числе и к реализации прав, свобод и иных законных интересов осужденных, особенно в связи с их нарушением или ограничением. Предложения, как правило, носят позитивный характер и направлены на совершенствование условий жизнедеятельности как самих осужденных, так и всего общества в целом, в чем проявляется их связь с гражданским обществом.
2. Предложения, заявления и жалобы осужденных могут быть изложены в устной и письменной формах, а также представлены на кино-, фото-, аудио- и видеоносителях. Все они рассматриваются администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания, которая обязана дать ответ на каждое обращение осужденных.
3. Комментируемая статья устанавливает порядок подачи обращений осужденных в зависимости от того, какой вид наказания отбывает осужденный. Так, предложения, заявления и жалобы осужденных относительно ареста, лишения свободы, смертной казни, содержания в дисциплинарной воинской части, адресованные в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания, в суд, органы прокуратуры, государственной власти и местного самоуправления, общественные объединения, а также в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, направляются через администрацию учреждений и органов, исполняющих наказания. К таким обращениям администрация, как правило, прилагает сведения, содержащие краткие установочные данные о заявителе, а также информацию о том, когда и как разрешалась проблема, обозначенная в обращении. Лица, осужденные к иным видам наказаний, направляют предложения, заявления и жалобы самостоятельно.
4. Корреспонденция осужденных подвергается цензуре. Однако предложения, заявления и жалобы осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной казни, адресованные в органы, осуществляющие контроль и надзор за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания (суд, прокуратура, вышестоящие органы УИС, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации и др.), цензуре не подлежат и не позднее одних суток (за исключением выходных и праздничных дней) направляются по принадлежности.
В комментируемой статье речь идет не только о контроле, но и о надзоре. Кроме того, в ней говорится не о всех государственных органах, а об органах, осуществляющих контроль и надзор за деятельностью органов и учреждений, исполняющих наказания, в число которых входят суд и прокуратура. УИК регламентирует осуществление контроля органами государственной власти и местного самоуправления (ст. 19), а также судебного контроля (ст. 20), ведомственного контроля (ст. 21), прокурорского надзора (ст. 22) и контроля общественных объединений (ст. 23). Однако контроль общественных объединений за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществим лишь в пределах, которые установлены законодательством РФ.
Органами, имеющими право контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, являются: законодательные органы Российской Федерации и ее субъектов (включая органы местного самоуправления); органы судебной власти (включая Конституционный Суд РФ). Обращения осужденных, адресованные указанным органам, цензуре не подлежат (подробнее см. комментарий к ст. 91 УИК).
5. При применении комментируемой статьи следует иметь в виду, что обращения осужденных по поводу решений и действий администрации органов, исполняющих наказания, не приостанавливают исполнение этих решений и действий. Органы и должностные лица, которым направлены предложения, заявления и жалобы осужденных, должны рассмотреть их в установленные законодательством РФ сроки и довести принятые решения до сведения осужденных, т.е. в данном случае применяется обычный для всех порядок рассмотрения обращений граждан.

Если вам нужна помощь Адвоката

Статья 15 УИК РФ

Статья 15 УИК РФСтатья 15 УИК РФСтатья 15 УИК РФСтатья 15 УИК РФ

Cвязаться с адвокатом:

What's app: + 7 926 881 73 73

Telegram: @dmi_try

Telegram канал: @lawyermoscow

Instagram: @jur_moscow